Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.
На сегодняшний день существует множество методик, технологий, с помощью которых можно корректировать процесс развития познавательных интересов у детей.
Одним из занимательных методов обучения я считаю, является игровое пособие Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей.
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде шести бумажных кругов, нанизанных на стержень в виде пирамидки. Луллий считал, что его вертушка охватывала все знания, которые может вместить наш разум!
Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод и они решили адаптировать его к образовательной деятельности дошкольников. В настоящее время этот метод,основанный на морфологическом анализе, используют для создания развивающих игр и головоломок для детей.
Круги Луллия - это игровая методика, направленная на обогащение словаря ребенка, развитие познавательной активности, расширение представлений о предметах. Они эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей.
Круги Луллия представляют дошкольникам, как чудесные кольца или загадочные круги. Для работы с детьми 3-4-го года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом .
В работе с детьми 5-6-го года жизни используют два - три круга (4 -6 секторов на каждом).
Дети 7-го года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.
Игры целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия. Игра должна состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определённых областях (реальное задание); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).
Игровые упражнения с детьми по кругам этого пособия решают следующие задачи
- развитие словесно-логического мышления,
- развитие памяти, внимания, тактильного восприятия,- развивают навыки фантастического преобразования объектов;
- формируют способность увидеть суть проблемы;
- развивают познавательную активность;
- развивают представления о сенсорных эталонах;
- обогащают активный и пассивный словарь ребенка;
- формируют способность решать проблемные ситуации;
Технологическая цепочка проведения игры:
- На всех секторах круга картинками или знаками обозначаются какие-либо объекты.
- Ставится задача.
- Круги раскручивают, дети смотрят, какие изображения на кругах оказались под стрелкой, называют их.
- На основе фантастического преобразования составляют рассказ.
5. По итогам преобразования организуется продуктивная деятельность (лепка, рисование и т.п.)
Игры с «Кругами Луллия » можно условно разделить на три типа: 1. Игры на подбор пар: «Найди, где живет и чем питается» «Назови детеныша».
Я считаю, что данный игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринуждённой обстановки, снимает психологическое и физическое напряжение детей, обеспечивает восприятие нового материала. В результате применения мной «Кругов Луллия» в играх разной тематической направленности, дети легко вступают в групповые беседы, учатся отвечать на проблемные вопросы и отстаивать свою точку зрения, учатся использовать в речи грамматически правильные предложения, делать умозаключения, у детей обогащается словарь. Все это способствует развитию логического мышления и творческого воображения.